Главная » Статьи » Школьнику/Студенту » Основы экономики

Основы экономики

Основы экономики

Экономическая деятельность, изучаемая рассматриваемой дисциплиной, многоуровневая и может проводиться в разных формах. По уровням различают микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику:

  • При рассмотрении мировой экономики изучается общая мировая хозяйственная деятельность, тенденции всемирного развития, межгосударственные движения средств и ресурсов.
  • Макроэкономика ограничена рынком какого-то отдельного государства со своими стандартами и законодательством. При изучении макроэкономических показателей во внимание берутся общенациональные процессы хозяйствования. 
  • Микроэкономика, низший уровень экономической иерархии, представлена в виде хозяйственных отношений на каком-либо из рынков, в отдельной отрасли, на конкретном предприятии.

По формам экономической деятельности различают такие системы экономики, как традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная. Формы ведения экономической деятельности рассматриваются на макроэкономическом уровне, как внутригосударственные устои, порядки, правила и условия. Особенности каждой из форм таковы:

  • Традиционную экономику можно назвать архаической, поскольку для неё характерны черты, которые не присущи современному миру, хотя определённые трансформированные подвиды этой формы экономики есть возможность встретить и до сих пор, к примеру, на некоторых территориях Африки. Все основные активы в такой системе отношений пребывают в общем владении, распределение благ между членами общества осуществляется согласно родоплеменным традициям или социальным иерархиям, что было характерно для полуфеодальных обществ. Основой является натуральное хозяйство, а торговля нерегулярна и ограничена.
  • Административно-командная экономика характеризуется сильной позицией государства либо общества. Им принадлежат материальные ресурсы, которые они централизовано распределяют. Свободное предпринимательство исключено или сильно ограничено, а вся хозяйственная деятельность ведётся по указаниям руководствующих органов страны.
  • Рыночная экономика предусматривает существование предпринимательских свобод, а роль государственно-общественной составляющей в хозяйственных процессах сведена к необходимому стратегическому минимуму. Сильно развит институт частной собственности, хозяйствование саморегулирует свою деятельность на основании состояния рынка.
  • Смешанный тип экономики включает в себя как элементы рыночной, так и административно-командной форм экономики. Преимущественно разрешена самостоятельность предпринимательской деятельности, но она ограничена законодательно, а также частный сектор не владеет основными финансовыми ресурсами страны.

Составляющие экономики

Сложность экономических исследований состоит в том, что они для получения эффективного результата вынуждены учитывать колоссально количество динамичных факторов, многие из которых с трудом поддаются прогнозированию.

Структуру всей экономической деятельности составляют:

1) Общество. Вся деятельность, в том числе и хозяйственная, является делом рук человека. Поэтому человек, действующий согласно определённым естественным принципам, традициям, культурным качествам и нормативным обычаям, составляет ядро экономики. В экономических процессах учитывается не только поведение индивидуума, но и принципы деятельности различных сообществ, которым характерна психология масс со своими особенностями и закономерностями. Общество является производителем, реализатором и потребителем благ.

2) Блага. Это совокупность материальных, эстетических, духовных и различных других объектов и явлений, в чём общество ощущает нужду. Различают понятие экономических благ, которые характеризуется ограниченным количеством по сравнению со свободными благами (воздухом, солнечным светом и т. д.). Для достижения конкретных экономических благ человек или общество должны ограничивать себя в употреблении других благ, экономических или свободных. К примеру, вода – это свободное благо, если человек находится возле водоёма, но у себя в квартире он потребляет воду, как экономическое благо, потому что для достижения его он должен ограничиться в потреблении других материально-финансовых благ.

3) Ресурсы. Это та база, которая позволяет создавать блага для общества. Ресурсы разделяют на природные и человеческие. Первые являются «сырьём» для создания благ, вторые – «инструментом».

4) Производство. Хозяйственный процесс превращения ресурсов в блага.

5) Производительность и затраты ресурсов. Здесь экономическая дисциплина сталкивается не только с действием, но и его качественной характеристикой. Она изучает, насколько оправдывает себя производство благ в соотношении с потребляемыми ресурсами.

6) Капитал. Благодаря производству возможно появление благ, а благодаря хорошей производительности и низким затратам появляется возможность накопления благ. Капитал может быть производственным, потребительским или другим, но его смыслом является возможность превращения накопленных благ в создание новых, качественно отличных.

7) Разделение труда. Экономическая составляющая, позволяющая повысить эффективность производства благ. Такое явление принято называть специализацией, когда один человек нацелен на создание одного конкретного блага в то время, как другие члены общества создают иные блага с целью будущего взаимообмена.

8) Обмен. Отношения субъектов общества по перераспределению произведённых ими благ.

9) Деньги. Явление, которое не существовало в экономических человеческих отношениях изначально, а было внесено со временем, как средство развития. Это специфическая единица блага, являющаяся универсальным посредником при обмене благ разного объёма, качества и т. д.

10) Рынки. Различают рынки благ, рынки природных ресурсов и даже рынки трудовых ресурсов. Это экономические образования, которые являют собой совокупность всех отношений общества по обмену теми или иными благами.

Рыночные понятия в экономике

В первую очередь необходимо определить, чем является сам рынок.

Рынок – это совокупность всех лиц, которые готовы покупать или продавать определённый продукт, при этом. обладая умением и способностью заключать торговые сделки. К примеру, рынок тарелок – это совокупность всех продавцов тарелок и всех тех, кто потенциально может их приобрести, то есть население в целом.

Рынки могут быть розничными и оптовыми, отраслевыми и общими, в любом случае, какую бы территорию или сферу ни охватывал рынок, его составляющими являются продавцы и потенциальные покупатели. Учитывая рассмотренные ранее определения макро- и микроэкономики, можно сделать вывод, что рынок в макроэкономическом понятии этого слова – это совокупность контрагентов в объёме страны, а микроэкономический рынок может рассматриваться в ракурсе отдельного населённого пункта, региона или товарной позиции.

Основополагающими понятиями для рыночной среды являются «спрос» и «предложение».

Спрос – это готовность совокупности потребителей или контрагентов приобрести какой-либо продукт или услугу по указанной цене. Спрос прямо зависит от ценовых предложений (в идеале, чем ниже цена, тем больше спрос), но не только от них. К примеру, на спрос существенно могут влиять такие факторы, как уровень дохода населения, его требования к продукту или традиционные предпочтения, рекламное продвижение и т. д.

Предложение – это противоположная к спросу сторона рынка, то есть фактор продавца, а не покупателя. Предложение являет собой фактический объём продукции от всех производителей и продавцов, который предлагается потенциальному покупателю по определённой цене.

Спрос и предложение взаимозависимы, поэтому стоит отметить наиболее важный принцип работы рынка – если спрос большой, то предложение стремится ему соответствовать, то есть увеличивается. Низкий спрос ведёт к понижению цены на предлагаемое благо и уменьшению количества предложений, высокий спрос, соответственно, наоборот.

Исходя из этого, в экономике существует такое понятие, как рыночное равновесиеРыночное равновесие – это ситуация, когда спрос и предложение соответствуют в количественном измерении друг другу. Рынок, благодаря экономическим закономерностям, всегда стремится к достижению равновесия, отсеивая излишнее предложение или увеличивая недостающее.

Среда предпринимательской деятельности

Стоит рассмотреть рыночную сферу с точки зрения предпринимательства. Любая предпринимательская деятельность относится к какой-либо области хозяйствования, то есть является отраслевой. Отрасль ограничивается объёмом тех предложений, которые специфичны по каким-либо признакам и реализуются на конкретном рынке.

К примеру, все производители станков для бритья создают «отрасль станков для бритья». Но как правило, производители не ограничиваются производством одного вида товара, поэтому такое определение «отраслей» весьма условно. Принято отрасли разделять по совокупностям схожих функционально или по предназначению видов благ. Каждый субъект предпринимательской деятельности нацелен на завоевание определённых позиций не в общем рынке капиталопотоков, а именно в конкретной области деятельности.

Что касается организационной структуры ведения хозяйственной деятельности, то нужно различить такие понятия, как физическое лицо (предприниматель) и фирма. Можно расширять понятие «фирма» в разных направлениях, будь то компания, концерн или корпорация, но суть заключается в различиях между организационной структурой ведения бизнеса единоличного субъекта и предприятия. Коллективная структура хозяйственной деятельности отличается наличием дополнительного распределения труда, когда функции разделяются между организационными и исполнительными звеньями. Это позволяет достичь большей эффективности и производительности, увеличения круга потребителей и масштабности продаж. Вместе с тем усложняются процессы распределения прибыли и использования капитала в целом.

Значительную роль в ведении предпринимательской деятельности отыгрывают такие экономические понятия, как конкуренция и монополизм. Оба эти явления абсолютно естественны и прогнозируемы, но если конкуренция в общем смысле экономического развития является позитивным фактором, то монополизм – это определённый «тормоз» развития бизнес-процессов.

Конкуренция – это наличие на рынке других производителей или продавцов, которые пытаются реализовать схожую по характеристикам продукцию. Как правило, в общеэкономическом смысле конкуренция является движущим механизмом развития бизнеса, всё время стимулируя конкурирующие стороны предпринимать действия по улучшению качеств продукта либо понижению цен.

Монополизм – это завоевание рынка одной компанией, которая имеет неустранимые преимущества над другими фирмами, предлагающими подобные услуги.

Как правило, монополизм вытекает в диктат условий со стороны фирмы-монополиста, что противоречит развитию здоровой коммерческой среды в целом и может являться предусловием к ценовым злоупотреблениям. Почти во всех странах мира разработаны механизмы борьбы с монополизмом, которые нацелены на удержание здоровой экономической атмосферы в сферах коммерческой деятельности.

Ресурсы в экономике

Ресурсы для создания экономических благ разделяются на природные первичные, вторичные и социальные трудовые. Это исчерпаемые явления в большинстве случаев, то есть они ограничены в количественных и качественных показателях. Если предположить, что такой ресурс, как «вода» неисчерпаем на планете в целом, то он, например, вполне исчерпаем в определённой местности, которая является рыночной сферой интересов конкретного предпринимательского лица.
Вторичные ресурсы, то есть, производимые от первичных, природных, тем более ограничены, их сырьевая зависимость заметна невооружённым взглядом.

Ограниченность ресурсов весьма условна, поскольку часть из них является возобновляемой. То есть эти природные ресурсы хоть и имеют ограниченное количество в конкретный период, но обладают свойством возобновления в каком-то временном диапазоне. Невозобновляемые ресурсы, соответственно, являют собой наиболее ценный объект с точки зрения рыночного спроса.

Трудовые ресурсы экономики являются специфичным видом в цепочке производства благ, поскольку природа их связана не с материальными ценностями, а с человеческим фактором. Тем не менее экономика рассматривает человеческий ресурс в том же прагматичном ключе, что и наличие природных ресурсов, поскольку труд с точки зрения дисциплины – это столь же исчисляемое математически явление, как и другой материальный объект. Производственная цепочка требует эффективности результата, а соответствующий результат возможен только при употреблении качественных ресурсов, в том числе и трудовых.
Вместе с использованием труда, предпринимателю предстоит решить такую экономическую задачу, как 
оплата труда. Заработная плата, вернее, её средние объёмы, тоже зависят от рынка. Это можно назвать рынком зарплат, поскольку уровни доходов исполнителей зависят не только от конкретной среды их деятельности, но и от общего состояния доходов общества.

Деньги в экономике

Деньги, как уже было указано выше, не являются натуральным благом по природе своего возникновения. Это искусственное явление, средство, внедрённое в экономические процессы ради удобств обмена разными видами благ. К примеру, у одной стороны есть благо в виде автомобиля, которую она желает продать. Другая сторона владеет обширными гектарами полей, которые являются ценностью сами по себе. Но сделка между ними невозможна, поскольку владетеля автомобиля не интересуют поля. Натуральный обмен здесь неуместен, но денежное сотрудничество подойдёт для обеих сторон. Первая сторона продаёт своё имущество за условные экономические активы (деньги), вторая на тех же условиях приобретает.

В настоящее время денежные средства превратились в особую сферу рыночных отношений, они позиционируют своеобразные желаемые блага, хотя, изначально экономически такими не являются.
Развитие денежных отношений привело к тому, что деньги превратились в универсальный заменитель благ, представляя собой такую инвестиционную ценность, которая в любой момент может быть воплощена в удовлетворение необходимых в определённое время нужд. Как правило, современные капиталы создаются аккумулированием денежных средств, а не основных активов, что значительно удобнее с точки зрения динамичности деятельности и ликвидности предприятия.

Сейчас совершенствуются системы безналичного оборота денег, развиваются страховые и кредиторские предприятия, то есть хозяйственная деятельность переросла в среду, когда деньги зарабатываются за счёт денег, а их наличие становится основным показателем предпринимательских возможностей.

 

Категория: Основы экономики | Добавил: vipfedin96 (23.12.2016)
Просмотров: 430 | Теги: монополизм, Экономика, основы экономики | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас, Гость!
Воскресенье, 05.05.2024